Размер:
A A A
Цвет: C C C
Изображения Вкл. Выкл.
Обычная версия сайта

Сотрудники

Сотова Ирина Алексеевна

Сотова Ирина Алексеевна

Общие сведения и.о. заведующего кафедрой отечественной филологии, доктор педагогических наук, профессор, ведущий научный сотрудник Научно-образовательного центра «Художественное слово в пространстве культуры»
E-mail irina_sota@mail.ru
Преподаваемые дисциплины

Бакалавриат 45.03.01 Филология, Отечественная филология:

Методика преподавания основного языка (Теория и методика обучения русскому языку)

Языковая личность в речевой деятельности

Основы филологической работы с текстом (создание, редактирование)

Филологическое обеспечение документоведения

Бакалавриат 02.03.02 Фундаментальная информатика и информационные технологии:

Документоведение (факультет математики и компьютерных наук)

Магистратура 45.04.01 Филология:

Методика преподавания русского языка в системе среднего и высшего образования

Аспирантура, все направления:

Академическое письмо (дисциплина по выбору)

Наименование направления подготовки и (или) специальности Русский язык и литература
Данные о повышении квалификации и (или) профессиональной переподготовке

Краткосрочное повышение квалификации по программе дополнительного профессионального образования «Практика преподавания РКИ на начальном этапе в системе смешанного обучения (Blended Learning)» в объеме 72 часов, 8.10.2019  18.10.2019; Центр доп. образования «Горизонт» ФГАОУ ВО «Российский университет дружбы народов»; удостоверение УПК 18 072596. Рег. номер 72596 от 18.10.2019.

Интенсивные курсы чешского языка; 22.04–13.05.2019; Чешская Республика, г. Ческе Будейовице, Южночешский университет, Педагогический факультет, Отделение русского языка и литературы Кафедры славянских языков и литературы, справка на русском языке, справка-подтверждение на английском языке.

Краткосрочное повышение квалификации «Подготовка экспертов для работы в региональной предметной комиссии при проведении государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования по предмету «Русский язык» в объеме 72 академических часов; 12.12.2018 – 12.12.2018; М., ФГБНУ «ФИПИ», удостоверение о повышении квалификации № 180001879631 рег. номер РУ-5 – 511 от 12.12.2018.

Краткосрочное повышение квалификации по дополнительной профессиональной программе «Практические подходы к реализации инклюзивного образовательного процесса в высшей школе» в объеме 72 часов; 12–23.11.2018; М., ФГБОУ ВО «МГТУ им. Н.Э. Баумана», удостоверение о повышении квалификации № 180001613006 рег. номер 04.08-43-03/4825 от 23.11.2018.

Семинар «Совершенствование подходов к оцениванию развернутых ответов экзаменационных работ участников единого государственного экзамена экспертами предметных комиссий субъектов РФ: Русский язык»; 23–26.04.2018; М., ФГБНУ «ФИПИ», сертификат.

Краткосрочное повышение квалификации «Функционирование электронной информационно-образовательной среды университета» в объеме 72 часов; 02.04–18.05.2018, Иваново, ФГБОУ ВО «Ивановский государственный университет», удостоверение о повышении квалификации № 3724071173849 рег. номер ИОС-168, 16.05.2018.

Краткосрочное повышение квалификации по дополнительной профессиональной программе «Оказание первой помощи пострадавшим» в объеме 40 часов, 14–31.05.2018, ФГБОУ ВО «Ивановский государственный университет», удостоверение о повышении квалификации № 372407611690, рег. номер ОПП-52, 21.05.2018.

Краткосрочное повышение квалификации по программе «Подготовка экспертов для работы в региональной предметной комиссии по проведению ЕГЭ по русскому языку» в объеме 72 часов, 01.02.2018–21.02.2018, ОГАУ ДПО «Институт развития образования Ивановской области», удостоверение о повышении квалификации № 372407494834, рег. номер 1724, 21.02.2018.

Публикации Более 100 публикаций, среди которых 5 монографий, 17 статей в рецензируемых журналах, 4 пособия.

Закончила Ивановский государственный университет по специальности «Русский язык и литература» в 1993 г., присвоена квалификация «Филолог. Преподаватель».

Обучалась в очной аспирантуре при кафедре современного русского языка и методики преподавания Ивановского государственного университета с 1995 по 1997 гг.

Кандидатскую диссертацию на тему «Методика формирования речевого контроля в процессе работы над изложениями и сочинениями учащихся V–VII классов» защитила в Российском государственном педагогическом университете им. А.И. Герцена в 1997 г.

Обучалась в очной докторантуре при кафедре методики преподавания русского языка Московского государственного университета им. В. И. Ленина с 2005 по 2008 гг.

Докторскую диссертацию на тему: «Теория и практика самоконтроля в письменной речевой деятельности школьников на уроках русского языка» защитила в Московском педагогическом государственном университете в 2008 г.

На кафедре работает с 1993 г.

ОБЛАСТЬ НАУЧНЫХ ИНТЕРЕСОВ:

Теория и методика обучения русскому языку, лингводидактическое описание русского языка как родного, неродного и иностранного, стилистика и культура речи, психолингвистика.

Проблемы речевого развития, самоконтроля, саморегуляции и самопрезентации языковой личности в речевой деятельности.

Основные публикации в период 2015–2019 гг.:

Монографии:

  1. Сотова И.А. Пересказ как вид текстовой деятельности, Речевой самоконтроль, Речевые ошибки учащихся, Речь на уроках русского языка, Текстовая деятельность // Глоссарий методических терминов и понятий: (русский язык и литература): опыт построения терминосистемы / [под ред. Е. Р. Ядровской, А. И. Дунева]. - Санкт-Петербург: Свое изд-во, 2015. - 305 с. С. 24–28, 48–52, 53–55, 56–58, 68–71. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=26265794
  2. Сотова И.А. Развитие самостоятельности учащихся в процессе смыслового восприятия и анализа текста // Современная методическая концепция личностного развития учащихся в процессе изучения русского языка (К юбилею проф. А.Д. Дейкиной): коллект. монография. М.–Пермь: ОТ и ДО, 2014. 280 с. С. 107–116.
  3. Сотова И.А. Очерки о научной деятельности ученых-методистов Ивановского государственного университета (В.Е. Мамушин, Н.Н. Ушаков, Т.Н. Волкова, И.Д. Морозова, И.А. Сотова) // Методика обучения русскому языку и русистика в очерках об ученых РФ и зарубежья: биобиблиографический справочник / Т.А. Острикова, А.Д. Дейкина, И.А. Сотова [и др.]; сост. и ред. Т.А. Острикова. Абакан: ФГБОУ ВПО «Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова», 2014. 208 с. С. 13–15, 21–25, 63–68, 145–147, 161–163.

Статьи в рецензируемых журналах:

  1. Сотова И.А. Обучение речи в концепции Н.А. Пленкина // Русский язык в школе. 2019. Т. 80. № 6. С. 43–49. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=41384926
  2. Сотова И.А. Всероссийская научно-практическая конференция «Когнитивно-коммуникативный подход в обучении русскому языку и литературе в школе и вузе» (XIII Ушаковские чтения) / И.А. Сотова, Е.Н. Комарова // Русский язык в школе. 2019. № 3. С. 89. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=37576344
  3. Сотова И.А. Функционально-смысловые типы речи: обобщающее повторение при подготовке к ЕГЭ // Русский язык в школе. 2018. № 3. С. 12–17. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=32845027
  4. Сотова И.А. Жанрово-ориентированный подход, жанровая грамотность и жанровая компетентность как категории лингводидактики // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Русский и иностранные языки и методика их преподавания. 2017. Том 15. № 4. С. 427–446. DOI 10.22363/2313-2264-2017-15-4. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=30672479
  5. Сотова И.А. Всероссийская научно-практическая конференция «Русская речевая культура: теория и практика филологического образования в школе и вузе» (XII Ушаковские чтения) / И.А. Сотова, Д.С. Карасева // Русский язык в школе. 2017. № 6. С. 39–40. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=29276985
  6. SotovaI.A. Teaching Foreign Medical Students Professional Russian Speech on Base of Genre-oriented Approach [Обучение иностранных студентов медицинского вуза профессиональной русской речи на основе жанрово-ориентированного подхода] / I.A. Sotova, N.N. Kolesova // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Русский и иностранные языки и методика их преподавания. 2016. №  С. 58–63. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=26673767
  7. Сотова И.А. VIII международная научно-практическая конференция «Семантика и функционирование языковых единиц разных уровней» // Мир русского слова. 2015. № 2. С. 64, 70, 113. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=24069110

УЧАСТИЕ В КОНФЕРЕНЦИЯХ:

Участвовала с докладами в работе более 30 научно-практических конференций.

Выступления на конференциях в 2015–2019 гг. (с публикацией статьи):

  1. Сотова И.А., Нгуен Хуеи Хань Универсальное и национальное в русском и вьетнамском речевом этикете // Российский университет в неустойчивом мире: глобальные вызовы и национальные ответы: материалы национальной научно-практической конференции, Иваново, 5–8 февраля 2019 года: в 2 ч. – Иваново: Иван. гос. ун-т, 2019. С. 382–386. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=41279655
  2. Сотова И.А., Холостова Е.Н. Готовность учащихся 9 класса к устному пересказу текста // Когнитивно-коммуникативный подход в обучении русскому языку и литературе в школе и вузе: cборник научных статей и методических рекомендаций по материалам Всероссийской научно-практической конференции (г. Иваново, 29 марта 2019 г.) / cост. и науч. ред. И. А. Сотовой (отв. ред.) и др. – Иваново: Иван. гос. ун-т, 2019. С. 171–175. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=41417365
  3. Сотова И.А., Колесова Н.Н., Комарова Е.Н. Беседа в профессиональной деятельности современного специалиста (лингвометодический аспект) // Инновационные технологии в образовательной деятельности: Материалы Всероссийской научно-методической конференции (Нижний Новгород, 5 февраля 2019). Нижний Новгород: Нижегородский государственный технический университет им. Р.Е. Алексеева, 2019. С. 264–268. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=36966401
  4. Сотова И.А., Комарова Е.Н. Эвристическая беседа как инструмент самореализации учителя русского языка // Аксиологическая лингвометодика: мировоззренческие и ценностные аспекты в школьном и вузовском преподавании русского языка (к юбилею профессора А.Д. Дейкиной и ее научной школы): материалы международной научно-практической конференции, г. Москва, 22–23 марта 2019 г. В двух частях. Часть 1 / сост. и науч. ред. А.Д. Дейкина, В.Д. Янченко, О.Н. Левушкина, О.Е. Дроздова. – Москва: МПГУ, 2019. – 312 с. С. 282–286. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=41302068
  5. Сотова И.А. Экскурсионный проект на региональном лингвокраеведческом материале как форма учебной практики для иностранных студентов филологического факультета // Социокультурное пространство Ивановского края: прошлое, настоящее, будущее: Сборник статей, материалов, эссе. Иваново, Иван. гос. ун-т, 2018. С. 311–315. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=35770498
  6. Сотова И.А. Когнитивно-коммуникативное развитие и саморазвитие будущего учителя русского языка и литературы в вузе // Учитель для будущего: язык, культура, личность (к 200-летию со дня рождения Ф.И. Буслаева). Коллективная монография / отв. ред. В. Д. Янченко; сост. и науч. ред. А.Д. Дейкина, А.Ю. Устинов, В.Д. Янченко. М.: МПГУ, 2018. 484 с. С. 80–83. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=36412070
  7. Сотова И.А., Колесова Н.Н. Лингвообразовательная среда медицинского вуза и обучение иностранных студентов русскому языку как иностранному // Преподавание, изучение и усвоение иностранного языка в контексте реализации средовой модели образования: материалы международной научно-практической конференции, посвященной научному наследию профессора Л.А. Дерибас, г. Москва, 1–2 февраля, 2018 г. / отв. ред. С.А. Вишняков; МПГУ; Институт филологии [Электронное издание]. М.: МПГУ, 2018. 296 с. С. 207–211. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=32685690
  8. Сотова И.А., Колесова Н.Н. Проектная деятельность на занятиях РКИ: развитие и совершенствование коммуникативной компетенции в области профессиональной речи // «Инновационные технологии в образовательной деятельности». Материалы Всероссийской научно-методической конференции. Н. Новгород, 1 февраля 2018 г. Н. Новгород: Нижегород. гос. техн. ун-т им. Р.Е. Алексеева, 2018. С. 284–288. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=32589918
  9. Сотова И. А. Совершенствование научного текста в системе речевой подготовки студентов-филологов // Русская речевая культура теория и практика филологического образования в школе и вузе: cборник научных статей и методических рекомендаций по материалам Всероссийской научно-практической конференции (г. Иваново, 30–31 марта 2017 г.) / cост. и науч. ред. И. А. Сотовой (отв. ред.) и др. – Иваново: Иван. гос. ун-т, 2017. С.125- URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=29791218
  10. СотоваИ.А. Когнитивно-коммуникативные основы подготовки будущего учителя русского языка и литературы // Подготовка учителя русского языка и литературы в системе вузовского образования: проблемы и перспективы. Сборник научных статей по итогам III Всероссийской научно-практической конференции / под ред. Т.Г. Галактионовой, Е.И. Казаковой. М.: РАО, Центр русского языка и славистики, 2017. С. 259–262. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=29881153
  11. Сотова И.А. Профессионально-комму­никативная подготовка будущего учителя: коммуникативные неудачи и пути их преодоления // Текст культуры и культура текста: Материалы IV Международного педагогического форума (Сочи, 16–17 октября 2017 года) [Электронный ресурс] / Ред. кол.: Л.А. Вербицкая, С.И. Богданов, О.Е. Дроздова и др. СПб.: РОПРЯЛ, 2017. 1 электрон. опт. диск (CD-R). С. 331–334. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=32873522
  12. Сотова И.А., Комарова Е.Н. Эвристическая беседа на лингвистическую тему вструктуре профессиональной готовности будущего учителя // Научно-методические идеи Н.М. Шанского в контексте современного филологического образования (к 95-летию со дня рождения). Сборник научных трудов международной научно-практической конференции (2 ноября 2017 г.) / Под общей редакцией О.М. Александровой, И.Н. Добротиной. – М.: ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО», 2017. – 259 с. – С. 150–154. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=32280502
  13. Сотова И.А., Колесова Н.Н. Современные педагогические технологии в преподавании РКИ (на примере обучения жанру тематической беседы) // Актуальные проблемы межкультурной коммуникации: материалы международной научной конференции, посвященной 50-летию кафедры русского языка и культуры русской речи РостГМУ (22 ноября 2017 года). – Ростов-на-Дону: Издательство РостГМУ, 2018. – 176 с. С. 53–56. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=32751732
  14. Сотова И.А., Парфенова Е.Л. Опыт преподавания русского языка в Интердоме // От билингвизма к транслингвизму: про и контра: Материалы III Международной научно-практиче­ской конференции под эгидой МАПРЯЛ. Москва, 1-2 декабря 2017 г. / сост У.М. Бахтикиреева, О.А.Валикова, С.В.Дмитрюк. – М.: РУДН, 2017. 562 с. – С.97–101. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=32567494
  15. СотоваИ.А. Типичные ошибки в деловой коммуникации и пути их преодоления (из опыта работы в системе дополнительного образования) // Русский язык и литература в тюркоязычном мире: современные концепции и технологии: материалы Междунар. науч.-практ. конф. (Казан. федер. ун-т, 4–6 окт. 2016 г.). Казань: Изд-во Казан. Ун-та, 2016. 444 с. С 329–331. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=27548438
  16. Сотова И.А. Стратегические направления речевого развития учащихся в современном школьном курсе русского языка // Стратегии развития методики преподавания русского языка в условиях реализации современных образовательных стандартов: коллективная монография. М.: Форум, 2016. 512 с. С. 41–45. URL: http://elibrary.ru/item.asp?id=24837852
  17. Сотова И.А. Осознание различий стилистических ошибок и стилистических приёмов как задача обучения хорошей речи // Семантика и функционирование языковых единиц разных уровней: cборник научных статей по материалам VIII международной научно-практической конференции (г. Иваново, 6–8 мая 2015 г.). / cост. и науч. ред. И. А. Сотовой (отв. ред.) и др. – Иваново: Иван. гос. ун-т, 2015. С. 362–367. ISBN 978-5-7807-1110-0. URL: http://elibrary.ru/item.asp?id=23926597
  18. Сотова И.А. Контроль и оценка логических качеств текста при подготовке учащихся к ЕГЭ // Актуальные вопросы обучения русскому (родному) языку: сборник материалов Межрегиональной конференции / отв. ред. О.А. Скрябина. – Рязань, 2015. – С. 264–267. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=23922213

РЕДАКТИРОВАНИЕ:

  1. Когнитивно-коммуникативный подход в обучении русскому языку и литературе в школе и вузе: cборник научных статей и методических рекомендаций по материалам Всероссийской научно-практической конференции (г. Иваново, 29 марта 2019 г.). / cост. и науч. ред. И. А. Сотовой (отв. ред.) и др. Иваново: Иван. гос. ун-т, 2019. 283 с. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=41417274
  2. Русская речевая культура: теория и практика филологического образования в школе и вузе: cборник научных статей и методических рекомендаций по материалам Всероссийской научно-практической конференции (г. Иваново, 30–31 марта 2017 г.) / cост. и науч. ред. И.А. Сотовой (отв. ред.) и др. – Иваново: Иван. гос. ун-т, 2017. – 352 с. – ISBN 978-5-7807-1202-2. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=29784137
  3. Семантика и функционирование языковых единиц разных уровней: сборник научных статей по материалам VIII международной научно-практической конференции, Иваново, 6–8 мая 2015 г. / Иван. гос. ун-т; редкол.: И.А. Сотова (отв. ред.) [и др.]. – Иваново: ИвГУ, 2015 .– 423 с . URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=23899267
  4. Подготовка юбилейного переиздания монографии: Холодов Н.Н. За древними тайнами русского слова «И» - тайны иных масштабов. Монография. Изд. 2-е, испр. и доп. Иваново: Иван. гос. ун-т, 2015. 136 с.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ:

Осуществляет подготовку аспирантов. 5 аспирантов защитили кандидатские диссертации по специальности 13.00.02 – теория и методика обучения и воспитания (русский язык, русский язык как иностранный).

Рецензирование и экспертная оценка диссертаций, «слепое» рецензирование статей для профильных журналов.

Координатор оргкомитета, научный и ответственный редактор сборников научных статей Всероссийской научно-практической конференции «Ушаковские чтения» (2004, 2007, 2009, 2013, 2017, 2019), Всероссийской конференции памяти проф. В.Е. Мамушина (2005) и Международной научно-практической конференции «Семантика и функционирование языковых единиц разных уровней» (2015).

Координатор договора о сотрудничестве Ивановского государственного университета с Южночешским университетом г. Ческе Будейовице, организатор и куратор стажировок российских и чешских студентов в рамках договора (с 2013 г.).

Член научно-методического совета по преподаванию литературы и русского языка при АССУЛ.

Член редколлегии электронного научного журнала «Вестник ОГПУ».

НАГРАДЫ:

Благодарственное письмо ректората и ученого совета Института развития образования Ивановской области профессору Сотовой И.А. «За многолетнее плодотворное сотрудничество в области повышения квалификации педагогов» (2015).

Благодарность руководителя Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки «За плодотворную работу в период проведения единого государственного экзамена в 2015 году» (2015).

Благодарственное письмо Уполномоченного по правам ребенка в Ивановской области за проведение мастер-классов и участие в работе жюри XI Открытого межрегионального Форума школьных СМИ «МедиаШкола – 2017» (2017).

Благодарственное письмо «за профессионализм и высокие результаты в развитии системы дополнительного образования ИвГУ (2018).

Благодарность Департамента образования Ивановской области профессору Сотовой И.А. за проведение мастер-классов и участие в работе жюри XII Открытого международного Форума школьных СМИ «МедиаШкола – 2018» (2018).