Ушедший в историю 2019 г. для кафедр социальной работы и психологии социолого-психологического факультета останется памятным. Одним из значимых событий для них и факультета стало 15-летие реализации проекта, начало которого было положено совместной работой с коллегами из Англии (графство Стаффордшир). Напомним, что проект остается практически единственным примером административных, научных и одновременно образовательных контактов с Великобританией в области социальной работы на межвузовском и межрегиональном уровнях. Проект начал свою жизнь в рамках программы «Партнерство в сфере здравоохранения и социальной помощи» (HSCP), финансируемой Министерством международного развития Великобритании (DFJD). Его текущие результаты были проанализированы в декабре ушедшего года на рабочем научно-практическом семинаре, организованном этими кафедрами. Открыла семинар своим выступлением доц. Е.К. Маркова. Его лейтмотивом было дальнейшее развитие подготовки студентов двух названных кафедр с учетом опыта, полученного в ходе выполнения проекта, усиление блоков образовательных программ, ориентированных на практическую деятельность выпускников.
1. Подготовительный период к его выполнению начался в 2001 году и занял 3 года. На первом этапе с активным участием Администрации г. Иваново и Совета Графства Стаффордшир начались деловые контакты. Успешность организации социальной работы с молодежью и пожилыми гражданами в Англии широко известна. Опыт нашего региона был скромнее. Сначала в Графство для ознакомления на месте выехала группа экспертов, в состав которой от ИвГУ был включен проф. В.И. Назаров (проректор по учебной работе). Было подтверждено, что социальная работа с группами населения ведется широко и тщательно продуманна до уровня технологий. Там же был составлен 1-й вариант проекта, который защищался ивановцами перед специалистами Совета.
2. В итоговом варианте проект включил две основные части: «Обучение уходу за престарелыми в г. Иваново» и «Обучение полевых работников в г. Иваново» (эта часть относилась к работе с группами молодежи). На стадии активной реализации количество проектов увеличилось. Зарубежные коллеги рекомендовали оставить общим требованием к технологиям социальной работы уже проверенную ими характеристику – психологичность отношения к субъектам, получающим социальную поддержку. С прикладных сторон, как доказывает опыт коллег, социальные технологии должны осуществляться на принципах уважения индивидуальности и личности представителей выбранных групп населения. Это можно определить как использование в работе на межличностном и групповом уровнях психологических знаний общения, возрастной психологии, социальной психологии, педагогики и др.
3. Наши коллеги-преподаватели ИвГУ (доц. Н.А. Птицына, доц. А.А. Григорян) вместе со специалистами Департамента социальной защиты региона прошли (на средства проекта) длительную стажировку в Англии (4 месяца). Этому предшествовали курсы повышения квалификации в разговорном английском, организованные факультетом РГФ университета.
4. После их возвращения на базе учреждений социальной защиты и общественных объединений, связанных с молодежной тематикой, было проведено повышение квалификации их персонала и сотрудников для передачи полученных знаний и навыков. Одновременно в регионе организационно решалась задача практической апробации новых подходов и получения первичных результатов. В «молодежной» части общего совместного проекта был сделан выбор его специализированных региональных вариантов.
5. Реализация проекта «Обучение уходу за престарелыми в городе Иваново» способствовала созданию более совершенной системы обучения социальных работников. На базе Центра обучения в октябре 2003 года (г. Иваново) открыто организационно-методическое отделение, осуществляющее содействие повышению профессионального мастерства работников учреждения, внедрение новых технологий и развитие инновационных методов работы. Опираясь на базовые основы системы обучения английских коллег, учитывая современные российские реалии, специалисты ОБУСО «Ивановский комплексный центр социального обслуживания населения» разработали комплексную модель системы профессиональной подготовки сотрудников. Особенность данной модели состоит в том, что обучение персонала проходит без отрыва от основной профессиональной деятельности и позволяет непосредственно на практике применять получаемые знания, умения и навыки. Модель обучения социальных работников способствует росту профессиональной компетенции сотрудников центра, сохранению стабильности кадрового состава учреждения, оптимизации функционирования патронажной службы посредством повышения качества услуг, предоставляемых пожилым людям и инвалидам.
5А. В ходе реализации базового проекта «Обучение полевых работников в г. Иваново» (Ivanovo Detached Worker Training) в рамках программы HSCP апробированы и внедрены технологии полевой работы, направленные на оказание социальной помощи уязвимым группам детей и молодежи, а также на осуществление профилактики девиантного поведения в молодежной среде. Данный опыт был применен в рамках регионального проекта «Инновационные технологии социальной реабилитации уличных детей и подростков, находящихся в конфликте с законом», разработанного (2010 г.) и реализованного ОБУСО «Вичугский комплексный центр социального обслуживания населения».
6. В коллективах всех центров социальной работы региона успешно трудятся выпускники ИвГУ, обучавшиеся по направлениям «Социальная работа», «Психология».
Примером использования знаний психологии и педагогики в процессе развития социального проектирования можно назвать комплекс мер по усыновлению детей.
С начала 2000-х годов началась активная разработка региональной модели психолого-педагогического сопровождения замещающих семей (усыновителей, опекунов, попечителей, приемных родителей). На базе организованных при детских домах центров подготовки приемных родителей также велась подготовка детей к переходу в замещающую семью. По статистике 2009 года, на базе центров в этом участвовали 216 кандидатов в «будущие родители»; было обеспечено комплексное сопровождение 2242 уже существующих замещающих семей, передано на воспитание в семьи 3400 детей.
7. По мере накопления результатов проекта выполнялся их анализ с информированием профессиональной сферы, в том числе через научную периодику. Тем самым поддерживалось внимание к его осуществлению и результатам. (Примеры: В.И. Назаров. «О молодежи нельзя забывать, с ней надо работать» // Власть. Ивановская область, 2008. № 2 (11). С. 62–64; «Развитие социальных технологий: концептуальные аспекты и практика современной социальной работы» // Отечественный журнал социальной работы. М., 2014. № 4 (59)). Для информирования о социальных инициативах ученых и практиков в рамках проекта использовались также выступления перед административным и профессиональным сообществом. (Пример: 26.09.2003 г. в Ярославле прошел семинар-совещание представителей Союза городов Центра и Северо-Запада России (70 представителей) «Расширение участия пожилых людей в развитии местного сообщества» для представителей государственных и общественных организаций. От ИвГУ с докладом «Новые социальные технологии в сфере работы с пожилыми людьми» выступил проф. В.И. Назаров. Доклад анонсирован Союзом социальных педагогов и социальных работников РФ.) Имело место участие исполнителей проекта в работе общественного совета по развитию гражданского общества.
8. Работа социальной службы региона и ученых университета на принципах проекта вызвала творческую активность его участников. Это позволило разработать и внедрить новые подходы и технологии в социальной работе. Примечателен реализованный проект «Детская независимая газета», основной идеей которого было привлечение детей с девиантным поведением к созданию газеты и ее распространение в своей социальной среде (принцип: «молодые – молодым»). На основе поиска новых историко-краеведческих тем с патриотической направленностью были созданы клубы по месту жительства (принцип: «знакомство подростков с историей малой родины и ее ролью в истории и судьбе России»). Этим примеры не ограничиваются.
9. Результаты изучения английской системы профессионального обучения кадров, занятых в сфере социального обслуживания, адаптация и внедрение данной системы в учреждения социального обслуживания г. Иваново имели существенное значение в ее модернизации на инновационных принципах и подходах к работе. Результатом проекта стал качественный уход за пожилыми и престарелыми людьми для поддержания их независимости и продления активного долголетия. Не менее значимы результаты молодежной части выполнения проекта. Полученный опыт и знания нашли отражение в образовательной деятельности кафедр психологии и социальной работы. Для дальнейшей деятельности педагогических коллективов полученный опыт очень важен, он и далее должен становиться частью компетентностной подготовки выпускников.
«Да, ты сможешь протестировать свои навыки» – этот лозунг можно было видеть во всех учреждениях, где обучали ивановцев; социальные работники из Иванова на встрече с администрацией Графства. В нижнем ряду первый слева – Т. Дикс – руководитель Администрации.
Делегация работников социальной службы Иванова среди коллег из Графства