Размер:
A A A
Цвет: C C C
Изображения Вкл. Выкл.
Обычная версия сайта
8 (800) 222-56-86 (Приемная комиссия), +7 (4932) 32-62-10 (Ректорат)

Планы деятельности Центра акмеологии

Проведено рабочее совещание руководителей проектов и ведущих сотрудников Ивановского научного центра Российской академии образования в ЦФО, от ИвГУ представляющих кафедры психологии, безопасности жизнедеятельности и общемедицинских знаний. Совещание было посвящено подведению итогов деятельности Центра за последние три года.

Центр был образован в 2016 году по инициативе доктора медицинских наук, доктора психологических наук профессора Сергея Николаевича Толстова (05.09.1965–02.04.2019 гг.). Эта структура создавалась на основе результатов проведенных под его руководством предшествующих исследований в межрегиональном аналитическом центре «Акме», а также НИЛ мониторинга здоровья и образа жизни (ШГПУ). Одной из целей создания Центра стало изучение акмеологических оснований формирования образа жизни и закономерностей социального здоровья населения с задачами разработки по этому направлению пилотных вариантов практико-ориентированных проектов с последующей их апробацией. В деятельности центра большую роль сыграли тесные взаимосвязи с кафедрой акмеологии и психологии профессиональной деятельности Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации, а также с Акмеологической академией. Невозможно переоценить творческий вклад член-корреспондента РАО Нины Васильевны Кузьминой в становление акмеологических исследований. Ее исследованиями были заложены основы стратегий научного поиска, направленного на изучение психолого-медико-педагогических взаимосвязей, отражающихся на формировании образа жизни населения и состояния его социального здоровья в нашем регионе.

 Обсуждались вопросы:

  1. Руководитель центра проф. Т.В. Карасева, подводя итоги его научной работы на рубеже 2020 г., отметила, что начатые в 2017–2019 гг. проекты соответствуют научной тематике Центра. Выдерживается основная стратегия научного поиска на изучение психолого-медико-педагогических взаимосвязей, отражающихся на формировании образа жизни населения и его социального здоровья (соответствие тематике и прогнозу развития медико-социальных направлений научных разработок РАМН на период до 2025 г.).
  2. Доцент Е.К. Маркова дополнила информацию о расширении тематики НИР Центра. Акмеологический подход играет большую роль в интеграции науки и образования, создавая результаты, направленные на совершенствование учебного процесса. Актуальными являются исследования в сфере обучения основам безопасности жизнедеятельности. В 2017 году аспирантом ИвГУ Динь Тхи Тхиен Ай была защищена диссертация, посвященная готовности иностранных студентов к социально-безопасному нахождению в социуме. В 2019 году директор Шуйского филиала ИвГУ, проф. А.А. Михайлов защитил докторскую диссертацию, результаты которой обосновывают методическую структуру целенаправленной подготовки бакалавров направления педагогического образования и профиля «Безопасность жизнедеятельности». Исследование проводилось с 2004–2005 гг. Общей характеристикой выполненной автором работы является ее инновационность и комплексность. Создание методолого-методической системы подготовки бакалавров направления педагогического образования было изучено в моделях социального партнерства с организациями силовых ведомств. Это позволяет рассматривать формирование компетенций «безопасности жизнедеятельности» как общий и совместный результат. Итоги комплексных исследований автора отражены в 4 монографиях и 112 публикациях. В 2018–2019 гг. в ИвГУ вышли две монографии и учебное пособие, посвященное проблемам профиля образования в сфере социальной безопасности.
  3. Проф. В.И. Назаров отметил необходимость выбора для предстоящей работы как минимум еще двух направлений изучения акмеологических вопросов социальной медицины. По причине феминизации производственной сферы, сопровождающейся увеличением численности гибридных производственных коллективов, возникла потребность исследования их деятельности на стыке акмеологических и управленческих задач. Второй направленностью становится актуализация тематики, изучения и преодоления негативных с позиций акмеологии последствий расширенного использования обучающимися «непродуктивных интернет-возможностей». Подобная практика редуцирует формирование и развитие когнитивных компетентностей выпускника вуза.
  4. Более детально по этому вопросу сделала сообщение руководитель данного направления НИР доц. Е.А. Белова.

В заключение она отметила, что обобщением полученных результатов исследований, выполненных на данный период в рамках деятельности Центра, стали статьи:

  • Назаров В.И., Мигунова Ю.С., Белова Е.А. Психологические следствия несбалансированного использования интернет-ресурсов в процессе обучения в организациях высшего образования // Вестник Санкт-Петербургского военного института войск национальной гвардии. – 2019. – № 1 (6). – С. 90–98;
  • Белова Е.А., Назаров В.И. Особенности переживания учебного стресса старшими школьниками // Служба практической помощи в системе Санкт-Петербурга: Сборник материалов ХХIII международной научно-практической конференции // Под общ. ред. С.М. Шингаева. – СПб.: СПБ АППО, 2019. – С. 245–249;
  • Назаров В.И., Белова Е.А. Психологический стресс и практика совладания // Современные тенденции развития гуманитарных и социально-экономических наук: сборник трудов Международной научно-практической конференции (с очным участием). Пермь, 3 декабря 2019 г.: в 2-х ч. Ч. 2. – Пермь: ПВИ ВНГ РФ, 2019. – С. 15–20;
  • Назаров В.И., Чахоян А.С. Методологические аспекты изучения гибких компетенций // Методология современной психологии / Сб. под. ред. В.В. Козлова, А.В. Карпова, В.А. Мазилова, В.Ф. Петренко. – Вып. 10. – М. – Ярославль: ЯрГУ, ЛКИИСИ, МАПН, 2019. – С. 129–141.

Яндекс.Метрика